Часто люди говорят об одном и том же, по не понимают
друг друга, так как говорят о разных аспектах явления, видят только одну
сторону вещи.
Самуил Маршак — Ученый спор.
Слепцы, числом их было пять,
В Бомбей явились изучать
Индийского слона.
Исследовав слоновий бок,
Один сказал, что слон высок
И прочен, как стена.
Другой по хоботу слона
Провел рукой своей
И заявил, что слон — одна
Из безопасных змей.
Ощупал третий два клыка,
И утверждает он:
— На два отточенных штыка
Похож индийский слон!
Слепец четвертый, почесав
Колено у слона,
Установил, что слон шершав,
Как старая сосна.
А пятый, подойдя к слону
Со стороны хвоста,
Определил, что слон в длину
Не больше чем глиста.
Возникли распри у слепцов
И длились целый год.
Потом слепцы в конце концов
Пустили руки в ход.
А так как пятый был силен, —
Он всем зажал уста.
И состоит отныне слон
Из одного хвоста!
Версия байки «Изучение слона» (Джон
Годфри Сакс, вольный перевод В. Земских;):
Шесть мудрецов из Индостана, любовь к
познанию питая, отправились к слону (хоть были все слепыми), чтобы свои теории
проверить.
Один лицом уткнулся в шершавый бок слона
и, падая, восклшагул: «О, Господи, меня ты вразумил, воистину, слон — прочная
стена!»
Второй, нащупав бивень, закричал: «Мне
совершенно ясно! Чудесный слон в моей руке — не что иное как гладкое и острое
копье!»
А третий, подойдя к слону, за хобот
ухватился, отбросил в сторону и молвил: «Несомненно, слои и змея — одно и то
же».
Четвертый, подбежал к слону, колено
руками обхватив, сказал: «Ну, что тут спорить, таким прямым и ровным быть может
только дерево».
Тут пятый, он сумел до уха допрыгнуть,
закричал: «Любой слепец вам скажет — нет никаких сомнений: на веер слон похож».
Шестой неспешно добрался до хвоста и
вымолвил: «Веревка, да и только.Не может слон быть чем-нибудь еще».
Так мудрецы из Индостана в горячих
спорах стояли твердо на своем. Был каждый в чем-то прав, но ошибались все.
Так часто в спорах люди, истину свою
пытаясь доказать, не слушают друг друга. И притча о слоне — лишь небольшой
пример всеобщего непониманья.
Целое отнюдь не простая сумма составляющих. Но познание целого так или иначе
предполагает анализ и осмысление взаимодействий всех его элементов. Об этом
полезно помнить в командной работе, ведении переговоров и просто в общении с
люльми другого мировозррения